Музей Радио

К радиолюбительской общественности и коллекционерам старого Радио России.
Обращение Музея Радио.

Музей Радио информирует радиолюбительскую общественность и коллекционеров Старого Радио о состоянии исследований по истории радиоэлектроники и радиоколлекционного дела в Российской Федерации и просит национальную радиообщественность, в том числе и зарубежную, в виде открытого публичного обсуждения в интернет-сети высказать своё мнение по нижеизложенным вопросам.
В настоящее время плановая систематическая исследовательская деятельность по истории радио в РФ ведётся только в частном Музее Радио. Во всех иных учреждениях, в том числе научного и музейного характера, она носит несистемный локальный характер и ограничивается выпуском материалов статейного типа, как правило, имеющих узко специализированный и ведомственно-корпоративный характер. За последние пятнадцать лет вне Музея Радио выпущена только одна биографическая книга о В.К.Зворыкине и одна по истории связи ВМФ. Другие, также единичные, касаются истории предприятий радиоэлектронной отрасли России и СССР. Для такого государства, как Россия, имевшей в прошлом насыщенную многовековую историю и оказавшей определённое влияние на ход мировой истории человечества в целом, такое состояние частной истории техники (радиоэлектроники) является не только неудовлетворительным, но и просто позорным.
Единственное государственное хранилище бытовой радиотехники России и СССР — Политехнический музей, практически не занимается пополнением коллекционного фонда, не имеет сколько-нибудь определённого методологического подхода, не обеспечивает должную сохранность коллекционных предметов и своим главным видом деятельности вынужден считать коммерциальное использование накопленного всем народом и принадлежащего народу, то есть нам, коллекционного фонда. От сотрудничества с нами (негосударственными музеями и частными коллекциями Старого Радио) он категорически отказывается.
Музейное дело ныне обеспечивается исключительно негосударственными учреждениями и, в подавляющем числе частными коллекциями и коллекционерами. Помимо Музея Радио, за последние 15 лет в России определились выдающиеся частные и личные коллекции Старого Радио, имеющие общенациональную значимость. Это коллекции Д.Н.Гурьянова, Н.С.Белова, Ю.Я.Никулихина, В.В.Брусникина, Н.А.Кретова, Г.П.Семёнова,И.Гридчина, М.И.Щербакова, Харченко, собрания других коллекционеров. Особенно следует отметить создание уникального корпоративного музея Старого Радио фирмы РКК её президентом радиолюбителем В.Б.Громовым. Заслуживает национального признания музей радиолюбительства В.В.Полтавца. На сегодня фонды частных музеев и коллекций в России технически воссоздают материальную историю отечественной радиотехники (за исключением профессионально специализированной) в обьёме, достаточном для её исследования и описания. Все эти коллекционные собрания открыты, доступны для научно-исследовательского изучения и, что самое важное, бесплатны для пользователей.
Напоминаем, что все без исключения перечисленные частные и личные коллекционные фонды формировались на собственном финансировании, включая научно-исследовательские и издательские проекты. Мы считаем, что все создатели частных фондов являются подлинными патриотами России, несмотря на их собственные и далеко не совпадающие личные политические взгляды. Более того, докладываем радиообщественности, что за последние неоднозначные пятнадцать лет исторической эволюции России, в Музее Радио не имелось ни единого случая возникновения противоречий на этой почве. Музейно-коллекционное дело является великолепным способом объединения всех, и не только для России, но и всего цивилизованного мира.
Однако, эта общественно-полезная деятельность не может продолжаться, если у общества она не находит поддержки. В противном случае она становится чисто личной и развивается по частному антикварно-коллекционному сценарию, носящему классический бизнес-характер. В этом случае частные коллекции становятся для общества абсолютно закрытыми, либо открывающихся только при их коммерческом использовании.
Итоги последних лет говорят о следующем. Общественно-просветительский интерес к истории радио в России практически отсутствует. Те группы населения, которые имеют прямое отношения к бизнесу радио, своей личной радиосудьбе и пр. также абсолютно индифферентны. Музей Радио выполнил два крупнейших издательских проекта, первый “Красные Уши” по истории советских профессиональных радиоприёмников, второй “Радио. Открытие и изобретение”. Эти работы получили мировую известность, они находятся в крупнейших библиотеках мира. Но они оба, несмотря на абсолютно мизерный тираж по 999 экземпляров каждый, имели тотальный коммерческий неуспех. Прямые убытки от “Красных ушей” составили около $ 35 000 US, “Радио” чуть менее $8 000 US. Так, тираж “Красных ушей” разошёлся наполовину, а тираж “Радио” менее чем на треть. Журнал “Радиолюбитель”, единственный, в котором систематически публикуются в каждом номере статьи по исторической тематике, имеет тираж 5000 экз,, и даже при этом остаётся нереализованным. Число официальных подписчиков менее 1000 чел.! Плановая убыточность журнала около $3 000 US ежемесячно. По финансовым причинам заморожен на неопределённое время фундаментально значимый не только для нашей страны, нашей нации проект “Красные голоса” по истории бытовых ламповых радиоприёмников СССР. Отложен на неопределённое время проект “Вестник музея Радио”, первый и единственный в России (и мире) специализированный периодический журнал по истории отечественной и мировой радиоэлектроники.
О чём это свидетельствует? Оставляя в стороне конституционную обязанность Президента РФ, государственного аппарата по культурному воспитанию и научному образованию граждан России, укажем, что не меньшая ответственность за это лежит и на самих гражданах России, на обществе в целом.
Абсолютная тиражная невостребованность напрямую говорит об отсутствии интереса общества к нашей работе, или, точнее, к теме истории Радио вообще. И это главное. Мы не можем продолжать своё, как мы считаем, общественно полезное дело. Это дело обществу, то есть народу, включающем в себя владельцев многомиллионных долларовых и евро состояний и государственному аппарату не нужно. Хотя осуществление этих проектов, имеющих общенациональную значимость и стоящих буквально одного представительского автомобиля, финансово для общества абсолютно ничтожно.
Мы с немногими до сих пор отчаянными коллекционерами старого Радио России живём в современном мире. Полагаем, что за эти 15 лет нашей демократической свободы мы выполнили свою благотворительную задачу. Остановка за Вами, господа и товарищи. Выскажите общественное мнение о пользе и значимости нашего дела, поддержите нас и включитесь в наши проекты хотя бы финансово, мы к Вашим услугам. При этом попросим Вас не учить нас морали и основам музейного бизнеса, поскольку по оптимальному ведению музейно-коллекционного дела мы сами в состоянии преподать посторонним некие уроки. Но уж если нет,то на нет и суда нет!
Да, исторически сложилось так, что общая национальная и радиотехничеcкая в том числе культура России, которой она гордилась и гордится до сих пор, создавалась не массами, а одиночками. Но эта культура всегда была востребована обществом, она являлась стимулом общественного развития. Ныне мы не видим этой общественной заинтересованности.
Поймите нас верно. Мы здесь не выступаем как уличные попрошайки, но Вам, обществу, профессионально заявляем следующее. Отсутствие у общества национальной культурно-исторической потребности абсолютно неизбежно ведёт к гибели его. Так было в древнем мире, так было в средневековье, таковое имеет место в современный период. Даже на сегодняшнем, на наш взгляд, национально-убийственном для России государственном пути в никуда, ещё остались ниши, а к ним относится и объединяющая всех национальная культурная потребность, в коих можно сделать техническую передышку.
Ожидаем публичного обсуждения, изложения Ваших мнений и позиции. А также Ваших конкретных предложений. Просим не беспокоиться и не кивать на так называемых олигархов (это капиталистически наивно), а также на эфемерную поддержку чиновников государственного аппарата (это социалистически глупо). И не советовать прибегать к зарубежным научным грантам, поскольку в этом варианте от ярлыка изменников Родины мы не избавимся никогда. Вопрос о культуре своего бытия и близкого окружения есть конкретный вопрос Вас лично. Только Вы определяете свои культурные потребности, и являетесь частью культурной составляющей общества, в котором Вы живёте.
По итогам обсуждения будет корректироваться наша дальнейшая историко-научная и музейно-коллекционная линия. За себя мы уже ответили. Заявляем ответственно, от Вас за нашу работу мы нареканий не получали. Только положительные отклики, и за это спасибо! Этого нам достаточно. Теперь дело за Вами. Не мы, а Родина ждёт. Если Вы не хотите, что бы она замёрзла навечно, дайте ей культурную одежду! Учтите, если даже замороженную Родину когда-нибудь подвергнут оттайке, то живой она уже никогда не станет.

Директор Музея Радио Шапкин Владимир Ильич.
Главный научный сотрудник Музея Радио Гурьянов Дмитрий Николаевич.
Коллекционер Старого Радио, старший научный сотрудник Музея Радио, ответственный исполнитель издательского проекта “Красные Рупоры. История советских бытовых радиовещательных громкоговорителей. Техника.Каталог.” Белов Николай Степанович.
1 марта 2006 г.

Просим наше обращение тиражировать на всех интернет-сайтах и средствах массовой информации без каких-либо ограничений.

Ниже следуют ссылки на различные разделы моей странички:

Форум

Гостевая книга

Напишите мне

 

Используются технологии uCoz